В ходе заседания научно-технического совета по развитию промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций при Минпромторге России исполнительный директор Ассоциации «НАППАН» выступил с предложением создать единое экономическое пространство для свободного передвижения строительных материалов и изделий на рынке ЕАЭС.
Базовым докладом заседания НТС Минпромторга, состоявшемся 7 октября 2020г, стало сообщение директора ФАУ «ФЦС» Минстроя России Басова А.В. о том, как ведомство активно работает над принятием в ближайшее время технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий, строений, сооружений, строительных материалов и изделий».
Эксперты подвергли резкой критике выступление г-на Басова, так как подобный доклад со стороны руководителя ФАУ «ФЦС» прозвучал еще 24 ноября 2017г. в ходе заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам строительства и промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций. Тогда представители ведомства отвергли инициативу промышленности о разработке отдельного технического регламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов, мотивируя это тем, что Минстрой России заканчивает работу над единым регламентом ЕАЭС о безопасности зданий и материалов. Прошло 3 года с тех пор, а принятие техрегламента ЕАЭС не состоялось и не видно какого-либо продвижения по этому вопросу. Всего же работа Минстроя России над техническим регламентом ЕАЭС ведется более 10 лет и на сегодняшний день не сделан даже первый шаг, необходимый для принятия этого регламента, – внесение изменений в приложение о техническом регулировании договора об учреждении ЕАЭС.
По словам исполнительного директора Ассоциации «НАППАН», руководителя экспертной группы 2.3 «Стандартизация и техническое регулирование» НТС Минпромторга России Алексея Горохова, сегодня на рынке Российской Федерации сложилась удивительная ситуация, при которой Белорусские или Казахстанские производители сэндвич-панелей свободно реализуют свою продукцию в Российской Федерации, тогда как отечественные производители должны проходить при поставках в Беларусь, Казахстан или Киргизию обязательную сертификацию сэндвич-панелей на их соответствие национальным стандартам этих стран. Отечественная промышленность поставлена в неравные условия с партнерами по ЕАЭС и такая ситуация продолжается уже на протяжении более чем 10 лет. Виной тому – сегодняшняя позиция Минстроя России, которую необходимо менять.
Эксперт сообщил, что руководство Минстроя России ошибочно полагает, что может создать систему трансграничного регулирования безопасности зданий. Такая модель не действует ни на одной территории в мире. Все страны самостоятельно устанавливают нормы проектирования зданий, так как эти нормы сильно зависят от экономической ситуации в каждой из стран. Более того, в мире много случаев, когда полномочия по утверждению норм безопасности зданий реализуются на региональном или местном уровне. Какие-то регионы имеют возможность установления перспективных требований по механической, пожарной, экологической и другим видам безопасности, имеют возможность установить высокие требования энергетической эффективности и комфорта для граждан свих стран, а в других во главе угла – себестоимость и скорость строительства. Эти решения принимают местные власти исходя из складывающейся экономической и социальной ситуации.
По мнению Алексея Горохова, регулирование норм безопасности зданий на уровне ЕАЭС не принесет никакой пользы экономике, так как здания границу не пересекают. Между тем, отсутствие единого экономического пространства для свободного перемещения строительных изделий между странами наносит экономический урон промышленности – наши страны сегодня теряют миллиарды рублей в товарообороте, а отдельные предприятия несут серьезные убытки и все из-за позиции Минстроя России.
Алексей Горохов сообщил, что Ассоциация «НАППАН» приняла активное участие в крупной исследовательской работе, выполненной по заказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в этом году, результаты которой показали, что наиболее успешная модель трансграничного регулирования на рынке строительных материалов и изделий действует в Европейском Союзе. В каждой из стран ЕС действуют собственные нормы безопасности зданий, однако страны путем утверждения технического регламента о безопасности строительных материалов создали единое экономическое пространство для свободного перемещения строительной продукции по всей территории ЕС.
В техническом регламенте Европейского союза 305/2011 «Об установлении условий для свободного перемещения строительной продукции на рынке» описан подход, который заключается в переходе от обязанности производителя подтверждать соответствие требованиям стандартов (Declaration of Conformity) к необходимости декларирования свойств материалов и изделий с учетом их целевого назначения (Declaration of Performance). Наличие в публичном доступе верифицированной информации (публичных деклараций производителей) о свойствах строительных материалов и изделий позволяет проектировщикам и строителям ориентироваться во всем многообразии выбора. Кроме того, информация из деклараций существенных характеристик является фундаментом для создания измеряемого и сопоставимого цифрового образа строительных материалов и изделий – «машиночитаемой продукции». Если Российская Федерация не пойдет по данному пути то мы рискуем сильно отстать в технологическом развитии от стран ЕС.
Реализация подобного подхода на рынке ЕАЭС обеспечит условия для свободного перемещения строительной продукции между странами и позволит отечественным предприятиям активнее экспортировать свою продукцию. Ассоциация «НАППАН» выступает за скорейшую реализацию Европейской модели регулирования рынка строительной продукции в рамках ЕАЭС.
По результатам совещания экспертной группе 2.3 НТС Минпромторга России «Техническое регулирование и стандартизация» поручено к следующему заседанию НТС выйти с конкретными предложениями об инициировании разработки технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий».