В середине марта в зале заседаний Российского союза поставщиков металлопродукции в Москве состоялась оживленная дискуссия в рамках совещания производителей сэндвич-панелей. Подобная встреча, традиционно проходящая в конце I квартала - в разгар "несезона", - вызывает у участников рынка большой интерес, поскольку позволяет обсудить тенденции, которые, возможно, будут определять данный рынок в течение всего года. Не стало исключением и это совещание.
В текущем году рынок сэндвич-панелей должен сохраниться примерно на уровне 2017г., уверено большинство их производителей. Крупные компании рассчитывают даже увеличить их производство и продажи. Так, А. Андреев, коммерческий директор Тепланта, заявил, что в 2018г. компания планирует увеличить реализацию продукции на 9% (до 2,7 млн м2) по сравнению с предыдущим годом. Кстати, в 2017г. в Тепланте продажи сэндвич-панелей тоже выросли - на 10%, до 2,5 млн м2.
При этом более важной целью, по словам А. Андреева, является эффективный рост средней цены продукции. То есть не тот, что происходит вследствие удорожания сырья, а тот, который непосредственно влияет на прибыльность компании. В 2017г. средняя цена продукции увеличилась на 4%, в текущем году в плане 5% роста.
И это неплохой показатель, учитывая, что мощности по производству сэндвич-панелей в 3,5 раза превосходят емкость рынка. Всего в России установлено порядка 130 линий по выпуску сэндвич-панелей, следовательно, возникает ожесточенная конкуренция за заказы. Многие производители на фоне удорожания сырья начинают использовать менее качественные и соответственно более дешевые виды изоляционных материалов и металлопроката, лишь бы не повышать цены. И в текущем году эта тенденция продолжит свое действие, поскольку уже ясно, что стоимость сырья будет расти: так, к июню она может увеличиться в среднем на 7% по сравнению с мартом.
Такие же планы и цели - рост реализации и повышение маржинальности продаж - озвучил С. Черкасов, руководитель направления корпоративных продаж Компании Металл Профиль. Он рассказал, что в 2017г. предприятию удалось перешагнуть рубеж в 3,5 млн м2 сэндвич-панелей - это на 10% больше показателя предыдущего года. В 2018г. предполагается вырасти еще на 5%.
А. Ломалин, акционер ГК Техностиль, куда входят два производства (завод сэндвич-панелей с минераловатным утеплителем и предприятие по покраске рулонной стали), также отметил увеличение производства сэндвич-панелей в прошедшем году (на 15% - до 1,5 млн м2). В планах на 2018г. рост на 10-15% и запуск линии по выпуску панелей с PIR-наполнителем.
Довольно неплохим прошедший год стал и для ПрофХолода, заметил генеральный директор компании С. Токмаков. Выпуск сэндвич-панелей вырос на 10% по сравнению с 2016г. (до 2,15 млн м2), несмотря на то, что рынок этой продукции с PIR/PUR-изоляцией сократился примерно на 7%. В 2018г. ПрофХолод продолжит увеличивать производство. Целевой показатель - 15-20%.
Молодой игрок рынка сэндвич-панелей - завод Изопан, запущенный в 2015г. в Волжском (Волгоградская обл.), активно осваивает рынок России, рассказала координатор коммерческой службы Н. Мосина. В прошлом году реализовано свыше 1млн м2 сэндвич-панелей премиум-сегмента. По словам Н. Мосиной, ориентация на этот сегмент сохранится и в дальнейшем.
Тем не менее отечественный рынок изоляционных панелей движется к все большему снижению качества, и это становится уже глобальным трендом. А. Ломалин отметил, что в прошлом году в России активно вводились в строй небольшие линии по производству сэндвич-панелей. В 2016г. прекратили работу 12 компаний, которые распродавали оборудование, а в 2017г. эти станы "выплыли" у других производителей, начавших агрессивный вход на рынок.
Даже крупные производители под давлением требований клиентов вынуждены вводить в ассортимент облегченные и более дешевые версии своих продуктов, позиционируя их как выпущенные не по ГОСТу, а по ТУ.
ГОСТ 32603-2012 "Панели металлические трехслойные с утеплителем из минеральной ваты" был разработан по инициативе Компании Металл Профиль, рассказал руководитель департамента по организации бизнес-процессов А. Тамеев. Этот стандарт распространяется на металлические трехслойные стеновые и кровельные сэндвич-панели, состоящие из внешних облицовок, выполненных из оцинкованного и окрашенного холоднокатанного стального листа и средней части (сердцевины) из минераловатных плит, соединенных между собой слоем двухкомпонентного клея, изготовляемые непрерывным способом и предназначенные для ограждающих конструкций объектов гражданского и промышленного строительства. На основе данного документа прописываются общие технические требования к продукции, правила и методы входного контроля сырья, контроль и приемка готовых панелей и др.
ГОСТ 32603-2012, по замыслу разработчиков, должен был отсечь производителей с дешевым оборудованием, выпускающих панели эконом-класса. Однако с вводом в действие документа оказалось, что отдельные небольшие предприятия начали сертифицировать продукцию на соответствие двум или трем-четырем пунктам ГОСТа, не обеспечивая долгосрочной службы изделий и вводя потребителей в заблуждение относительно свойств продукта.
Учитывая это, участники круглого стола высказались за идею начать более активную популяризацию ГОСТа, чтобы научить потребителей отличать некачественную продукцию. Необходимо также задумываться о введении обязательной сертификации на соответствие ГОСТу всех производимых в России сэндвич-панелей.
В качестве примера рассмотрели опыт других отраслей промышленности стройматериалов. О нем рассказал А. Горохов, исполнительный директор Ассоциации "НАППАН", руководитель экспертной группы по техрегулированию и стандартизации научно-технического совета по развитию промышленности стройматериалов при Минпромторге РФ. По его словам, министерство постепенно вводит требования обязательной сертификации в отдельных сегментах строительного рынка. Первой ласточкой стал цемент. Для начала на цементном рынке России ввели обязательную сертификацию с обязательным выездом сертификационной комиссии на производство, а также инспекционный контроль импортного цемента на границе, что серьезно снизило рентабельность поставок продукции иностранного производства. Это позволило снизить объёмы поставляемого из заграницы цемента, закрыть ряд небольших отечественных полугаражных производителей с неполным циклом производства цемента. Ведется постоянный контроль работы лабораторий и сертификационных центров.
Далее подобную практику распространили на отрасль теплоизоляционных материалов, продолжил А. Горохов. Данные требования начнут действовать уже в декабре текущего года. Правда, здесь по предложению Ассоциации "НАППАН" будет реализован более мягкий механизм - декларирование соответствия, когда производитель выпускает продукцию и регистрирует на определенном государственном ресурсе декларацию соответствия. С декабря производители сэндвич-панелей, как приобретатели минеральной ваты, будут получать от компаний, выпускающих минеральную вату, помимо имеющихся документов декларацию соответствия их продукции национальному стандарту или межгосударственному стандарту и декларируемые характеристики.
С июня текущего года Минпромторг РФ вводит обязательную сертификацию и для рынка радиаторов отопления, а с декабря - обязательное декларирование для сегмента сухих строительных смесей.
Применение же несертифицированной продукции расценивается как незаконный оборот промышленной продукции со всеми вытекающими последствиями. Если такой случай выявляется, происходит изъятие продукции, а к производителю применяют штрафные санкции.
Как заявил А. Горохов, сейчас готовится новый перечень продукции, в который при заинтересованности производителей сэндвич-панелей можно включить и их. Работу по обновлению ГОСТа, с тем, чтобы учесть требования добросовестных компаний, можно осуществить в рамках Технического комитета по стандартизации №144 "Строительные материалы и изделия".
По окончании встречи участники круглого стола договорились о создании инициативной группы по изучению и переработке ГОСТа. Приглашаются все заинтересованные лица.
Статья из журнала "Металлоснабжение и сбыт" - смотреть журнал онлайн.