Состояние промышленности стройматериалов напрямую зависит от работы строительного комплекса, и здесь нет ничего удивительного: работают строители — соответственно, есть спрос и на различные готовые материалы, и на первичное сырье. Как отмечают представители производителей стройматериалов, сейчас спрос на их продукцию упал, но некритично.
При этом они ищут и находят способы эффективной работы в новых условиях. Это и бесконтактная доставка, и продажи онлайн, и удаленная работа для напрямую не задействованного в производственном цикле персонала. О том, как производители строительных материалов преодолевают нынешние непростые времена, рассказали участники круглого стола «Вестника».
— Как вы оцениваете состояние рынка? Какие действия принимают производители, чтобы стимулировать спрос на свою продукцию в сложившихся реалиях?
Владимир Марков, генеральный директор компании ТЕХНОНИКОЛЬ:
— Стройиндустрия относится к числу стратегически важных отраслей. А потому предприятия продолжают работать. Все офисные сотрудники переведены на удаленный режим работы. Многие из материалов, которые мы выпускаем, применяются на важнейших стройках страны. В Москве мы поставляем стройматериалы для «Метростроя», «Мостотреста» и еще порядка 430 организаций, обслуживающих критическую инфраструктуру столицы. В оперативном режиме мы поставили материалы и системы для кровли и гидроизоляции лечебных и бытовых корпусов площадью более 20 тыс. кв. метров нового инфекционного центра в Новой Москве.
Пока стройки обеспечены средствами, работа продолжается. Мы стараемся максимально поддерживать проектировщиков, подрядчиков и строителей. Расширили возможности онлайн-поддержки, сократили время обработки запросов, ввели новый формат обучающих вебинаров с демонстрационной практикой, регулярно информируем клиентов о сервисных услугах ТЕХНОНИКОЛЬ, доступных онлайн. Речь идет о программах расчета, обучении, BIM-библиотеке, нормативной документации, видеоинструкциях и пр. Что касается антикризисных мер, то пока мы находимся в режиме ожидания. Мы готовим протоколы действий на случай, если ситуация начнет развиваться в худшую сторону.
Максим Лопатин, коммерческий директор компании «Металл Профиль»:
— Создавшаяся финансово-экономическая ситуация уже сказалась на всех участниках рынка, не только на производителях и продавцах. Пострадали все — и мелкий бизнес, и средний, и крупный, и потребители. Оценивать состояние рынка в данный момент — задача неблагодарная: ситуация слишком непредсказуемая. Одно скажу точно: сейчас мы получаем зримое подтверждение того, что были правы, когда вкладывали ресурсы в развитие e-commerce, дистанционных продаж. Мы закрыли офисы, но бесперебойно работали и работают кол-центр, интернет-магазин, онлайн-сервисы расчетов и личный кабинет для дилеров и партнеров. Это все позволило нам функционировать практически в полном объеме.
Судя по аналитике нашего контакт-центра, самый тяжелый период был в первых числах апреля. Мы наблюдали снижение запросов до 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас трафик восстановился, и мы получаем примерно такое же количество звонков, как в прошлом году. Движение по сайту увеличилось достаточно серьезно, выросло число онлайн-заказов и заявок. Да, в офисы люди практически перестали ходить. Но те, кто в состоянии оформить заказ в интернете, кто понимает, что покупает и кому не требуется дополнительная консультация, не стали останавливаться. Те же, кто находился на стадии выбора, предпочли воздержаться от покупки. Это коснулось и дилеров, т.к. 80% продаж дистрибуционных сетей — это все-таки частный домовладелец, поэтому наши партнеры эту ситуацию очень ярко ощутили на себе.
Не ошибусь, если скажу, что строительный сектор, особенно в части корпоративного, промышленного строительства, не останавливался. Здесь проявилась другая динамика: мы наблюдали определенный ажиотажный спрос, связанный не с пандемией, а с неустойчивостью курса рубля. Люди поняли, что сметы согласованы исходя из старых цен, а ценовая политика сейчас достаточно серьезно и динамично меняется. В нашей отрасли в первую очередь посыл идет от металлургических комбинатов, которые уже в апреле объявили повышение цен на 8-9%. Застройщикам, конечно, это невыгодно. Нам поступало множество предложений зафиксировать цены на продукцию с предоплатой за 6-9 месяцев вперед. Мы воздержались от принятия таких решений, потому что экономическая ситуация сейчас слишком непредсказуема.
Алексей Горохов, исполнительный директор ассоциации НАППАН (объединение производителей сэндвич-панелей и теплоизоляционных плит из ППУ (PUR, PIR):
— Основная тенденция на рынке стройматериалов — перенасыщение производственными мощностями — сохраняется последние несколько лет. Такая же ситуация характеризует и рынок сэндвич-панелей: загрузка производственных мощностей в этом сегменте составляет в среднем 20%, а предложение превышает спрос более чем в 4 раза. Рынок не растет последние лет 5-7. Исключение — сегмент сэндвич-панелей с наполнителем PIR/PUR, который стабильно прирастает на 5-10% в год, но этот рост не влияет на объем рынка сэндвич-панелей в целом. Из вышеперечисленного следуют жесточайшая ценовая конкуренция, банкротство мелких, средних и даже крупных компаний, консолидация — укрупнение ряда игроков, вертикальная интеграция производств. Компании уходят в глубину переработки (окраска и оцинковка металла, производство минеральной ваты, самоформуляция). В кризис эти процессы будут усиливаться.
Еще одна тенденция — почти полное завершение «войны утеплителей» на рынке сэндвич-панелей. Многие производители минераловатных панелей установили PIR-оборудование, производители PIR начали выпускать вату.
Антон Солон, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ):
— Тенденции в промышленности стройматериалов формируются в том числе и за счет того, что происходит в строительной отрасли в целом. И один из главнейших факторов, сформировавших тренды в последние два-три года, — это переход на проектное финансирование в строительстве и продажу жилья через эскроу-счета. Так, в начале прошлого года девелоперы наращивали объемы строительства для того, чтобы попасть под исключение из правил. Напомню: чтобы продолжить строить в рамках прежних законодательных правил, объекты застройщиков должны были быть готовы как минимум на 30%, а объемы продаж составлять от 10% и выше. Также под эти правила попали проекты с готовностью более 15%, если они реализовывались в рамках комплексного освоения территории, развития застроенных территорий и договоров, заключенных с органами власти. Кроме того, реализацию проектов по ДДУ без применения эскроу-счетов смогли продолжить и системообразующие застройщики.
Естественно, все это оказало влияние на рынок стройматериалов. С ростом объемов жилищного строительства возрос и спрос на определенные виды строительных материалов. Например, на цемент, бетон, кабельную продукцию, стальную арматуру и др. Однако во второй половине прошлого года все изменилось — с переходом на новые правила объемы строительства сократились, и этот тренд продолжил свое развитие в этом году. Соответственно, снизился и спрос на строительную продукцию.
Сезонные скачки спроса также отмечались. К примеру, летом из-за большого объема строительства дорог отмечался рост потребления щебня, песка и прочей продукции.
Также большое влияние оказало повышение НДС до 20%, в связи с чем возросла стоимость грузоперевозок, ряда компонентов строительной продукции, что вызвало рост конечной стоимости производства продукции.
На развитие отрасли стройматериалов повлияли и изменения в экономической ситуации страны, включая введение карантина. Так, к примеру, по состоянию на конец марта — начало апреля по всей стране было остановлено около 80% производства автоклавного газобетона. Производители герметиков отметили сокращение продаж продукции на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогнозировать развитие дальнейших событий пока преждевременно: здесь все будет зависеть от экономической ситуации в стране и сроков карантина.
Геннадий Горбунов, генеральный директор ООО «Торговый дом «Баустрол»:
— Рынок строительных материалов сильно просел, продажи упали в разы, однако это не так критично, как, например, во многих отраслях — тех же авиаперевозках, развлечениях, общепите. Даже такой режим позволяет нам нормально работать, не увольнять персонал и в целом чувствовать себя достаточно комфортно. Скажу больше: сейчас у многих компаний сектора появились время и возможность для осмысления многих бизнес-процессов и заняться наконец организацией производства, оптимизировать многие операции. Например, мы форсировали разработку многих продуктов, направленных в первую очередь на розничный сегмент. Это наливные полы, гипсовые штукатурки, плиточные клеи, герметики для ванн и бассейнов. Сейчас стадию тестирования проходит сразу несколько товарных позиций, и к моменту отмены всех ограничений мы будем готовы предложить их потребителям. Это важно, потому что строительные работы — это сезонный бизнес, а ремонт люди делают круглый год. Таким образом мы диверсифицируем бизнес и уходим от его сезонности.
Наша работа в целом не изменилась, поскольку мы оптовики. Производим продукцию, отгружаем транспортом. Однако уже сейчас есть значительные изменения в потребительском поведении — заказчик многие операции желает осуществлять в удаленном режиме, нужны новые возможности для демонстрации характеристик продукции онлайн.
— Можно ли данную ситуацию сравнить с кризисом 2008 и 2014 годов? Как производители находили возможности для роста в предыдущие непростые экономические периоды?
Владимир Марков:
— Нынешний кризис сложно с чем-то сравнить. Мир переживает абсолютно новый опыт. Кризис 1998 и 2008 годов позволил серьезно говорить об импортозамещении в строительной отрасли, доля импортных материалов тогда существенно снизилась. Импортная продукция осталась скорее только среди отдельных категорий, например отделочных материалов. А все общестроительные материалы производятся в России. В 2014 году кризис стал для некоторых производителей стимулом развивать экспортное направление. Это все говорит о том, что в любой сложной ситуации есть две стороны, и важно найти позитивную. Я часто повторяю, что в китайском языке иероглиф «кризис» переводится и как «опасность», и как «возможность». Какие возможности открывает нам этот кризис, покажет время. Но уже сейчас важно, что тренд на цифровизацию определяет нашу новую реальность. Большая часть деятельности нашей компании сосредоточена на этом направлении: мы разрабатываем BIM-решения, семейства и библиотеки, для того чтобы с материалами компании было удобно работать в самых популярных BIM-программах. Отдельной строкой идет создание единой цифровой платформы компании, которая позволит сделать более удобным взаимодействие потребителей и ТЕХНОНИКОЛЬ. Сегодня наши усилия, направленные на развитие интернет-сервисов, доказали свою эффективность. Огромным спросом пользуются дистанционные сервисы: интернет-магазин, онлайн-программы расчета, базы знаний.
Максим Лопатин:
— Отличие этого кризиса от всех предыдущих, на мой взгляд, заключается в том, что прошлый кризис был связан со скачками доллара. Большая часть нашей страны живет в рублевой зоне, и для них особо ничего не изменилось, кроме того, что подросли цены и доход граждан РФ в очередной раз снизился. Нынешний же кризис гораздо чувствительнее, потому что, по сути, у людей забирают и рубли. Сидя дома, мы ограничены в возможностях. О проблемах малого бизнеса говорят много и громко, но теряют доходы все: кому-то сняли переменную часть зарплаты, оставив только оклад, кто-то перешел на четырехдневную рабочую неделю. Это я и называю «забрали рубли». Соответственно, покупательская способность населения снижается еще больше.
Сегодняшний кризис — это игра по новым правилам, которых никто не знает. Все приспосабливаются исходя из текущей ситуации, и пока вопросов больше, чем ответов. Наблюдая за статистикой, понимаешь, какой огромный пласт бизнеса вымывается из экономической деятельности, и когда он восстановится — большой вопрос. Люди сидят дома, и огромная часть соотечественников сидит дома без денег. Даже те, кто обеспечен минимальным месячным доходом, по выходу из карантина вряд ли побегут вкладывать деньги в реновацию собственного жилья.
Геннадий Горбунов:
— Есть существенные различия между всеми предыдущими кризисами и этим. Скажем, к 2008 году строительный сектор рос бешеными темпами, и чуть притормозил, но не останавливался. В 2014 году тоже был только небольшой спад. Теперь же мы столкнулись с тем, что в ряде регионов стройка была полностью остановлена, причем в регионах очень крупных и важных для нас как для производителей — в Москве, Нижегородской области, Чувашии. Практически везде были полностью остановлены работы по капремонту, на которые мы делали определенную ставку. При этом социальные, инфраструктурные стройки почти не пострадали, что дает основание в дальнейшей работе делать ставку на государственный сектор, в том числе и нам.
— Как нынешний кризис повлияет на рынок? Когда и за счет чего, на ваш взгляд, рынок выйдет из него и вернется к росту?
Владимир Марков:
— Давать какие-то прогнозы в настоящее время крайне сложно. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться эпидемиологическая обстановка. Если к июню ситуация стабилизируется, страна вернется к прежнему ритму жизни, то, возможно, отрасль сможет выйти с относительно небольшими потерями. Однако если реальным окажется неблагоприятный сценарий, согласно которому пандемия коронавируса продлится до осени, то без поддержки государства стройиндустрия справиться не сможет.
Максим Лопатин:
— Очень многое будет зависеть от того, как государство поддержит граждан нашей страны. Почему именно граждан, а не бизнес? Потому что в условиях такого всестороннего кризиса важно поддержать в первую очередь потребление. Бизнес выживет, если у людей будут деньги и возможность их потратить.
Вряд ли этот год будет хоть в какой-то мере похож на прошлый или позапрошлый. Да, текущая динамика компании «Металл Профиль» близка к показателям прошлого года и существенно лучше показателей 2018-го, но это только на сегодняшний день. Какой будет картина завтра, пока не ясно никому. Что произойдет с покупательской способностью населения к моменту окончания самоизоляции, не известно, но уже понятно, что восстановиться после этого потрясения будет непросто всем.
Геннадий Горбунов:
— Как говорится, «мир уже никогда не будет прежним», и наш рынок не будет прежним. Компании увидели свои слабые стороны, бросились развивать сайты, социальные сети, причем не для того, «чтобы было» — сейчас это важнейший маркетинговый инструмент, сайт должен не просто рассказывать о компании, а иметь четкий функционал. Компании увидели, что иметь многие позиции в штате очень накладно и может погубить бизнес в такой ситуации, как эта, то есть многие профессии окончательно уйдут на удаленку и за штат (маркетологи, SMM-специалисты). Продолжится курс на ускоренную автоматизацию производства: как известно, роботы не могут подхватить вирус, работодателю не нужно тратиться на маски, перчатки и антисептики, которые в нынешней ситуации больно ударили по бюджетам компаний.
Что касается объемов продаж, то, на мой взгляд, на докризисный уровень мы выйдем уже в июле. Пока мы работаем на склад и почти не снижали мощности, потому как ожидаем эффекта отложенного спроса и готовы удовлетворить все запросы наших клиентов, которые в период эпидемии были вынуждены свернуть строительные работы.
Источник: http://www.vestnikstroy.ru/