25 ноября 2014 года в Москве состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам определения соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.
На заседании рабочей группы присутствовали:
На заседании рассматривались следующие вопросы:
Открыл заседание руководитель рабочей группы Вице-президент НОЭ Питерский Л.Ю., который сообщил, что замечания к проекту Приказа Минстроя России "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений" (далее – проект Приказа), составленные по результатам заседания межведомственной рабочей группы 07 октября 2014 г., направлены в Минстрой России авторам проекта, которые обещали внести предлагаемые правки в документ.
Неуступкин Р.В. отметил, что проект прошел все согласования и находится на рассмотрении в Минэкономразвития России, у которого есть ряд замечаний к документу. Далее Питерский Л.Ю. сообщил, что в адрес рабочей группы поступило письмо из Мосгосстройнадзора с просьбой провести отдельное заседание межведомственной рабочей группы по обсуждению проекта Приказа и выработки единого решения по возникшим у них вопросам. В частности, в письме отмечалось, что проведенные ГБУ «ЦЭИИС» испытания 46 объектов показали несоответствие расчетных (заявляемых в проектах) и фактических (определенных экспериментально) теплотехнических показателей. Фактические показатели в большинстве случаев в 2-3 раза ниже расчетных, заявляемых в проектной документации. Результаты обследования ГУП «НИИМострой» жилых домов, введенных в эксплуатацию в 2000-2010 гг., также показали, что фактическое удельное энергопотребление на отопление и вентиляцию превышает нормативные (расчетные) показатели на 60%. В связи с этим, считают сотрудники Мосгосстройнадзора, включаемые в проект Приказа базовые показатели удельных годовых расходов тепловой энергии и базовые минимально допускаемые сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций зданий должны приниматься от достигнутого на текущий момент уровня. Принятие проекта Приказа в существующей редакции, считают они, приведет к негативным последствиям:
Крышов С.И. также обратил внимание членов рабочей группы, что несмотря на сложность процессов теплопереноса в зданиях, критерий эффективности проводимой политики энергосбережения прост: это удельное потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Определить его жильцы могут по платежным документам, просуммировав оплаченную по месяцам тепловую энергию и разделив на площадь квартиры. При этом базовые показатели напрямую связаны с классами энергоэффективности и нормируемым удельным энергопотреблением для установленного класса. Если сравнение фактического и нормативного удельного энергопотребления, определяющего класс энергоэффективности здания, будет в массовом порядке отличаться в 1,5-2 раза, то это неизбежно приведет к многочисленным жалобам и искам. Он высказал мнение, что в проекте приказа, как минимум, должны быть исключены п.21 (с табл.4) и нижняя часть таблицы 1 (с подзаголовком – «в том числе на отопление и вентиляцию»).
Питерский Л.Ю. отметил, что задача рабочей группы – дать профессиональную оценку этим замечаниям и высказать свое отношение к проблеме.
Слово предоставили Ващенко И.А. – представителю Белгородской строительной компании ЖБК-1, которая с 2006 года занимается изучением вопросов энергетической эффективности и энергосбережения в строительстве. В корпорации создана и аккредитована Лаборатория неразрушающего теплового контроля. Их опыт по возведению энергоэффективных домов показал, что причиной несоответствия расчетных (заявляемых в проектах) и фактических (определенных экспериментально) теплотехнических показателей ограждающих конструкций вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий являются многочисленные нарушения как в процессе производства материалов и во время их монтажа, так и в процессе строительства. Он отметил, что лишь при тотальном контроле со стороны Лаборатории всего строительного процесса (включая контроль производства материалов для строительства) им удалось добиться положительных результатов: были возведены энергоэффективные многоквартирные дома и реконструированы общественные здания, фактические энергозатраты на содержание которых снижены в 2-3 раза с увеличением сметной стоимости строительства не более чем на 5%.
Таким образом, опыт работы их компании показал, что нормативы выполнимы, если обеспечить качественное проектирование, качественный монтаж и качественное строительство.
В заключение Ващенко И.А. озвучил предложения технического совета Белгородской корпорации ЖБК-1 участникам рабочей группы, которые изложены в Приложении 1 к настоящему документу.
Васильев Г.П. в своем выступлении отметил, что приведенная в письме Мосгосстройнадзора статистика не может быть поводом для снижения базовых нормируемых показателей, поскольку они заложены в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», по которым осуществляется проектирование объектов. При этом он не отрицал, что проблема существует, она комплексная, ее надо решать на всех стадиях проектирования и строительства, для чего необходимы дополнительные исследования с целью выяснения истиной причины несоответствия фактических характеристик вводимых в эксплуатацию объектов показателям, заложенным в проектной документации. Главная проблема на сегодняшний день, подчеркнул Васильев Г.П., - в качестве строительства и отсутствии инструментального контроля строящегося объекта на всем протяжении строительства. Его мнение поддержал Степанов А.Ю., Музыченко С.Г. и другие члены рабочей группы, которые согласились, что на протяжении всего строительного цикла необходим инструментальный контроль за соблюдением требований энергетической эффективности. При этом контроль должны осуществлять не подразделения компании, а независимые лица, ответственные за энергоэффективность строящегося объекта. Таким независимым лицом может стать энергоаудитор, прошедший специальное обучение, профессиональную подготовку. При этом он должен нести ответственность за качество и объективность проведенного им обследования.
Васильев Г.П. предложил следующее решение возникшей проблемы: в требованиях к энергетической эффективности объектов нормировать только энергопотребление, необходимый уровень которого можно обеспечить, используя различные технические решения. К нему присоединился Степанов А.Ю., который предложил сделать требования по теплозащите зданий рекомендуемыми, а не обязательными к исполнению, при этом контролировать в обязательном порядке величину удельного энергопотребления. Остальные члены рабочей группы не поддержали их предложения.
Сысоев Н.Н. предложил показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности, приведенные в проекте Приказа, сделать не нормируемыми, а «ориентировочными». Члены рабочей группы не согласились с его доводами, поскольку при таких показателях невозможно определить класс энергетической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18.
Горшков А.С. в своем выступлении отметил, что в существующей редакции проекта Приказа таблицы 1 и 4 не коррелируют между собой: при нормах тепловой защиты, заложенных в таблице 4, невозможно получить показатели энергопотребления, приведенные в табл. 1, и обеспечить при этом в здании необходимый микроклимат для проживания и деятельности людей. Он считает, что необходимо увеличить требования по тепловой защите ограждающих конструкций. В связи с этим, он предложил пункт 21 проекта Приказа изложить в следующей редакции:
Требования к уровню теплоизоляции наружных ограждающих конструкций зданий (стен, окон и балконных дверей, чердачных перекрытий, покрытий и т.п.), считаются выполненными, если расчетное значение (design value) коэффициента теплопередачи ограждающей конструкции Uides не превышает (меньше или равно) нормируемого значения (regulatory value) этого показателя
Uireg:
Uides ≤ Uireg,
где Uides – расчетное значение коэффициента теплопередачи, Вт/(м2∙К);
Uireg – нормируемое (максимально-допустимое) значение коэффициента теплопередачи, Вт/(м2∙К); определяется в зависимости от типа ограждающей конструкции и климатического района по таблице 4.
Таблица 1 – Нормируемые (максимально-допустимые) значения коэффициента теплопередачи Uireg, Вт/(м2∙К) ограждающих конструкций
Градусо-сутки отопительного периода ГСОП, °С∙сут | Нормируемые (максимально-допустимые) значения коэффициента теплопередачи Uireg, Вт/(м2∙К) для следующих типов наружных ограждающих конструкций: | |||
---|---|---|---|---|
Наружная стена | Покрытие, чердачное перекрытие | Перекрытие над неотапливаемыми подпольями и по валами, над проездами | Окно, мансардное окно, витрины и витражи, наружная дверь | |
< 2000 | 0,30 | 0,27 | 0,28 | 1,50 |
2000 – 2999 | 0,26 | 0,23 | 0,24 | 1,40 |
3000 – 3999 | 0,23 | 0,19 | 0,20 | 1,32 |
4000 – 4999 | 0,20 | 0,16 | 0,17 | 1,25 |
5000 – 5999 | 0,18 | 0,14 | 0,15 | 1,19 |
6000 – 6999 | 0,16 | 0,13 | 0,15 | 1,14 |
7000 – 7999 | 0,15 | 0,12 | 0,15 | 1,10 |
8000 – 8999 | 0,14 | 0,11 | 0,12 | 1,06 |
9000 – 9999 | 0,13 | 0,10 | 0,11 | 1,03 |
≥ 10000 | 0,12 | 0,09 | 0,10 | 1,00 |
П р и м е ч а н и е. Для жилых зданий эконом-класса, строительство которых осуществляется по программе национального проекта обеспечения граждан России доступным жильем (Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. N 2227-р), нормируемые значения коэффициентов теплопередачи, представленные в таблице 1, могут быть увеличены на 30 %. |
По результатам дискуссии Питерский Л.Ю. сделал заключение, что необходимо создать такую нормативно-правовую базу, которая могла бы обеспечить на практике высокое качество строительства, отвечающее всем требованиям энергоэффективности. Для этого необходимо, в первую очередь, законодательно закрепить следующие положения:
При этом Горохов А.Ю. внес дополнение, что необходимо предусмотреть не только контроль, но и способы, пути устранения несоответствия значений, полученных при инструментальных исследованиях, с данными, заложенными в проектной документации.
Неуступкин Р.В. в своем выступлении подчеркнул, что необходима единая, официально признанная методика проведения натурных испытаний вводимых в эксплуатацию объектов. Необходимо разработать типовые стандарты и правила, которые могли бы лечь в основу стандартов и правил саморегулируемых организаций, ответственных за проведение этих испытаний. При этом лица, проводившие испытания, на основании которых зданию был присвоен класс энергетической эффективности, должны нести ответственность вместе с застройщиком перед заказчиками за качество проведенного обследования, за соответствие здания присвоенному классу энергоэффективности. По результатам проведенных испытаний должна быть представлена отчетная документация: энергетический паспорт здания, на основании которого ему был присвоен класс энергетической эффективности, и отчет, на основании которого был сформирован этот паспорт. При этом данные документы в обязательном порядке должны быть доступны всем, в том числе и собственникам жилья: для этого полученные данные могут вноситься либо в ГИС ЖКХ, либо в ГИС «Энергоэффективность», где для них должна быть создана специальная база. Васильев Г.П. напомнил, что уже создана «Методика проведения натурных теплотехнических испытаний по инструментальному определению энергетической эффективности и энергопотребления вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий», утвержденная Правительством Москвы, которая в ближайшее время должна получить статус национального стандарта.
Неуступкин Р.В. предложил членам рабочей группы выйти в Правительство РФ с запросом о придании межведомственной рабочей группе официального статуса, чтобы иметь право на разработку и согласования нормативных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительстве и ЖКХ.
В своих выступлениях Казейкин В.С. и Коныгин Е.А. поддержали предложение Неуступкина Р.В. и отметили, что деятельность рабочей группы крайне важна, поскольку в ее состав входят профессионалы, чье мнение особенно важно при принятии решений. Они предложил все поправки и предложения членов рабочей группы к проекту Приказа обобщить и направить в Минстрой России и в Правительство РФ. Они также особо подчеркнули, что отсутствие утвержденных базовых нормируемых показателей, относительно которых должен определяться класс энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию объектов, ставит под угрозу реализацию президентских и федеральных программ в области строительства жилья.
Горохов А.Ю. и Горшков А.С. предложили вести следующие поправки в проект Приказа, выразив мнение членов рабочей группы:
В итоге, члены межведомственной рабочей группы пришли к единому мнению, что содержание указанного проекта Приказа полностью отвечает положениям законодательства о техническом регулировании и, с учетом приведенных дополнений и предложений, соответствует современному международному уровню развития нормативной и правовой базы в области повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Вместе с тем, членами межведомственной рабочей группы поддержали мнение Горшкова А.С., что для реализации задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Указе от 04 июня 2008 г. № 889, необходима разработка и принятие новой актуализированной редакции СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Горшков А.С. отметил, что в настоящее время Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом ведется работа по подготовке альтернативной редакции Свода Правил по тепловой защите, гармонизированного с международными стандартами (ISO 13789, ISO 7345, ISO 10456, ISO 6946, ISO 10077 и др.) и устанавливающего нормативные требования по теплоизоляции до уровня, принятого в европейских странах с сопоставимыми климатическими условиями, проект которого был представлен членам рабочей группы (Приложение 2).
Члены рабочей группы согласились, что до окончания данной работы необходимо сохранить действие СНиП 23-02-2003 и отменить действие приказа Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. №265 об утверждении и введении в действие с 1 января 2013 года Свода Правил 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» в связи с:
- несоответствием данного документа требованиям Указа Президента РФ от 04 июня 2008 г. N 889, Федерального Закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18;
- наличием в практике применения документа «Коррупционной составляющей» и нарушения антимонопольного законодательства, обусловленных сложностью и неоднозначностью представленной методики расчета приведенного сопротивления теплопередачи, отсутствием в подавляющем большинстве проектных компаний и экспертных организаций соответствующего программного обеспечения и подготовленных специалистов, а также невозможностью ее проверки на этапах экспертизы и строительного надзора. В связи с этим проектные организации вынуждены обращаться за проведением расчётов только непосредственно к организации – разработчику СП 50.13330.2012, а органы государственной экспертизы требуют подтверждения и согласования выполненных расчетов температурных полей и влажностного режима ограждающих конструкций с разработчиками СП 50.13330.2012.
Этот вопрос также решено было отразить при подготовке писем.
На этом заседание завершило свою работу.
По результатам заседания межведомственной рабочей группы были подготовлены и направлены письма в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации КОЗАКА Д.Н. и Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации МЕНЯ М.А. (Приложения 3,4).