СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий"

Ассоциация НАППАН приняла участие в заседании экспертного совета по внесению уточнений и изменений в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», которое прошло в Государственной Думе Российской Федерации
Опубликовано 01 июля 2013

21 июня 2013 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось заседание Экспертного совета по вопросам производства строительных материалов, машин и оборудования для строительства, организованного Комитетом по земельным отношениям и строительству. Тема заседания – «Соблюдение требований энергоэффективности в гражданском строительстве при вступлении в силу «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» Актуализированная версия».

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители МинРегиона России, НИИСФ РАН, НОССТРОЙ, отраслевых объединений рынка теплоизоляционных материалов.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы:

  1. Об итогах проведения Экспертной рабочей группы Министерства регионального развития РФ по внесению уточнений и изменений в СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» Актуализированная версия».
  2. О необходимости внесения изменений в СП «Тепловая защита зданий» в связи с увеличением требований к энергоэффективности в гражданском строительстве.

В целом, участники заседания отметили, что представленная редакция СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» (Актуализированная редакция СНиП 23-02-2012) содержит ряд необоснованных положений, не создает условий для снижения тепловой энергии в проектируемых зданиях, не повышает требования к уровню энергоэффективности зданий по сравнению с требованиями стандарта по тепловой защите 2003 года (СНиП 23-02-2003), не соответствует требованиям, изложенным в Федеральном Законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и Указе Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 г. № 889, не учитывает современные тенденции мирового тренда на энергосбережение.

В частности, в своем отзыве на СП 50.13330.2012, НАППАН обратил внимание разработчиков на то, что при составлении справочных таблиц (приложения Т, С к СП 50.13330.2012), содержащих основные свойства теплоизоляционных материалов, допущены грубые ошибки:

  • В приложении Т (таблица Т.1) авторы неправильно указали значение теплопроводности пенополиуретана. Большое количество исследований, проведенных в аккредитованных лабораториях, подтверждает чрезвычайно низкую теплопроводность пенополиуретана на уровне 0,02-0,022 Вт/(м*К), тогда как в СП 50.13330.2012 указано значение 0,029 Вт/(м*К).
  • В приложении С (таблица С.1) авторы вообще забыли указать значение сопротивления воздухопроницанию пенополиуретана. Как известно, пенополиуретан в отличие от волокнистых теплоизоляционных материалов, характеризуется как воздухонепроницаемый.

Участники заседания высказали целый ряд прочих претензий к новому Своду Правил:

  1. В таблицах 13 и 14 СП 50.13330.2012 установлены нормативные (базовые) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий, однако не выполнены требования п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18, согласно которому: «После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 – 2015 годов) – не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 – 2020 годов) – не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. – не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню (далее по тексту, - правило 15+15+10)».
  2. В СП 50.13330.2012 не созданы условия для поэтапного уменьшения уровня потребления зданиями тепловой энергии на отопление и вентиляцию (правило 15+15+10) согласно требованиям п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18, выполнение которых можно обеспечить за счет:
    1. Поэтапного повышения требования к уровню тепловой защиты (теплоизоляции) наружных ограждающих конструкций;
    2. Использования механических систем вентиляции с рекуперацией тепла вытяжного воздуха;
    3. Интеграции в энергетический баланс зданий вторичных энергетических ресурсов и нетрадиционных источников энергии (согласно требованиям п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18).
  3. В СП 50.13330.2012 не отражены требования п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 о включении с 1 января 2013 г. Нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении.
  4. Таблица 15 СП 50.13330.2012 с классами энергосбережения жилых и общественных зданий не соответствует классификации, принятой для многоквартирных домов в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № 161.
  5. Форма для заполнения энергетического паспорта здания, представленная в Приложении Д СП 50.13330.2012, не соответствует форме энергетического паспорта, составленного на основании проектной документации по Приложению №24 из Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. №182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования».
    Наличие двух форм энергетического паспорта, существенно отличающихся друг от друга, порождает дополнительные сложности при заполнении раздела «Энергетическая эффективность» проектируемого объекта.
    Форма энергетического паспорта по Приложению Д СП50.13330.2012 требует заполнения теплотехнических и геометрических показателей, относящихся только к расчету затрат тепловой энергии на отопление здания в течение отопительного периода. Форма энергетического паспорта по Приказу Минэнерго №182 содержит полный перечень характеристик, относящихся к затратам всех видов энергетических ресурсов (тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, электрической энергии, природного газа), при этом рассматривает не только показатели эксплуатационной энергоемкости зданий, но и потребляемой мощности систем инженерного обеспечения, т.е. предусматривает комплексный подход к вопросам энергопотребления, что более целенаправленно отражает концепцию, изложенную в Федеральном Законе от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  6. СП 50.13330.2012 не гармонизирован с иностранными нормативными документами, регламентирующими требования к уровню теплоизоляции наружных ограждающих конструкций, методиками расчета потребляемой в зданиях тепловой энергии на отопление и вентиляцию, классификацией зданий по энергетической эффективности. В СП 50.13330.2012 приведена таблица с классификацией жилых и общественных зданий по энергетической эффективности (энергосбережению), но отсутствуют требования и правила сертификации зданий по энергетической эффективности.

Оставить комментарий